«А вы нормально теперь будете спать?»: режиссер высказал претензии министру культуры России и авторам скандального сериала «Слово пацана»
Актер и режиссер Иван Диденко считает, что нашумевший фильм пропагандирует криминальную культуру, а не борьбу добра со злом, как об этом в своем телеграмм-канале заявил 8 декабря депутат Госдумы Александр Хинштейн.
Пожалуй, не один российский фильм не вызывал еще такую волну дискуссий в обществе, как «Слово пацана. Кровь на асфальте». Криминальный сериал, снятый режиссёром Жорой Крыжовниковым на основе книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х», рассказывающий о молодёжных группировках Казани конца 1980-х годов, уже до выхода на экраны накалил страсти в обществе.
Особенно острый характер дискуссия приняла после того, как детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец пожаловалась на фильм в Роскомнадзор и попросила проверить картину на соответствие традиционным ценностям. Ее поддержала председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина. По ее мнению, сериал может навредить подрастающему поколению.
В результате российское общество поделилось на два противоположенных лагеря. Одни считают, что фильм поучительный и новое поколение должно знать, что преступление – это путь в никуда. Другие – что картина представляет угрозу не только для подростков, но и государства в целом. Усматривая некий революционный посыл в девизе малолетних преступников – «Ты теперь с улицы! А кругом враги!».
Представителем первого мнения является депутат Госдумы Александр Хинштейн, который до запуска фильма беседовал с продюсерами картины. На встрече говорилось о недопустимости пропаганды криминальных субкультур, как это произошло в фильме «Бригада». Депутат уверен, что зрители, в том числе подростки, которые посмотрят сериал «Слово пацана», захотят последовать судьбе героев, которым придется заплатить за свои поступки.
Заступились за сериал и в Совете Федерации. Сенатор Иван Евстифеев заявил, что запрещать наделавший много шума сериал не стоит. Он напомнил, что сериал «Бригада», романтизировавший бандитизм, смотрели всей страной, однако в целом никто же не пошел по пути указанных героев. Недовольство и попытки связать рост подростковой преступности с этим сериалом, на взгляд Евстифеева, мало чем обоснованы. По этой логике следовало запретить «Крёстного отца» Фрэнсиса Копполы, «Преступление и наказание Достоевского, «Дубровского» Пушкина.
А вот российский актер, режиссер Иван Диденко высказывает абсолютно полярную точку зрения. Да, наверное, авторы ставили перед собой задачу, чтобы родители поняли, как опасно отпускать детей на улицу, а подростки - что нельзя творить беспредел. Но понять это могут взрослые, детям, у которых еще не развито критическое мышление, этот смысл понять сложно. Они неправильно толкуют поступки героев, видя в них бесстрашие, независимость, смелость, умение противостоять, и считывают информацию как посыл для подражания. Доказательством этому стало то, что в нескольких регионах дети уже сколачиваться в банды по образу из этого сериала.
Происходит это еще и потому, что воспитательная ниша не заполнена. У подростков нет примеров, на кого стоит равняться, как надо жить, нет ориентиров по выбору профессии, работы, смысла всей жизни в конце концов. «Слово пацана» - первое заполнение этой пустоты. И очень вредное. Подросток, благодаря сериалу видит только одно, что мир – дерьмо, считает Диденко. И чтобы выжить, он должен стать пацаном, а значит, сбиваться в банды, бить морды, общаться по понятиям. Мир представлен двумя категориями людей: пацаны, кто не пацаны, - чмо.
Навряд ли первые лица в стране хотели бы, чтобы дети росли подонками, быдлом, а именно этот путь пропагандирует, по мнению Диденко, сериал. Тем не менее Министерство культуры дало разрешение на прокат фильма. А тогда получается, что государство демонстрирует лицемерие и политику двойных стандартов: с одной стороны – ведет разговоры о традиционных ценностях, с другой – ратует за воспитание воров и убийц.
Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите СЮДА или CTRL+ENTER